Пусть и с некоторым опозданием (уже в повестке появились другие насущные вопросы, хотя этот все еще активно обсуждается), хочу вставить свои «5 копеек» в хор комментирующих прошедшую в Вильне конференцию демократических сил.
Вообще говоря, что-то мне подсказывает, что можно было обойтись и без этого. По той простой причине, что и само событие, и его последующий информационный фон, оставили такое послевкусие, что к Беларуси это имело уже не самое прямое отношение. Ну, не к Беларуси вообще, а к той Беларуси, которая – в Беларуси непосредственно находится.
Находясь не в эмиграции, все тяжелее улавливать оттенки того, что происходит там, за границей. Судя по выступлениям спикеров, общим месседжам и посылам – картина зеркальная. Сформированный Кабинет декларирует намерения очень практических шагов и выглядит это примерно как «вернуться», «освобождать», ну, в общем-то, оно не только выглядит, оно так прямо и говорится: «деоккупировать». На здоровье, что называется, просто режет глаз – все это рисуется исключительно как внешнее воздействие. Не оцениваю ни хорошо, ни плохо, просто констатирую: так легли карты и, в целом, на сегодняшний день сложилось.
Накануне мероприятия в Фэйсбуке глаз зацепился за пост пенсионерки Татьяны Зелко, которая остается в Беларуси и отправила заявку на участие в рамках механизма самовыдвижения. Ей отказали, притом, как я понял, без объяснения причин. Женщина обиделась и я примерно понимаю природу этих чувств. Она в общественном движении уже, наверное, лет 20. Еще в те времена, когда кто-то из нынешних лидеров в системе работал, а кто-то – в Крыму отдыхал, она была лидером организации пенсионеров и активно участвовала в европейском «Восточном партнерстве» в рамках Нацплатформы. Отношение к ней может быть у каждого свое, это понятно, ну а у нее могут быть свои эмоции – это тоже понятно. Я немного не об этом.
Там ей в комментариях, как утешение, написали, мол, не переживайте вы так, в последнее время на заграничные мероприятия эмиграции участников из Беларуси не зовут и не приглашают, это, мол, нормально. Причина – соображения безопасности. Вот тут мне уже стало интересно.
Фишка в том, что не приглашать белорусов из страны «по соображениям безопасности» на мероприятие, которое напрямую транслируется на Youtube – ну, это пример хорошей такой, качественной «отмазки». Потому что здравый смысл и логика здесь отсутствуют. Транслируя не только сцену, но и кулуары, можно было напрямую Тертеля в зал приглашать – ничего это не изменило бы. Но, как видим, как бы мы не старались быть сдержанными, сглаживать те или иные острые углы, а реальность берет свое – барьеры растут. Время и разница в укладах делают свое дело.
Ну да Бог с ним. Я на конференции тоже не был, поэтому мои оценки итогов будут достаточно поверхностными, как по мне.
Сам результат в виде назначения Кабинета в озвученном составе выглядит, не побоюсь этого слова, прорывом. Потому что впервые в исполнительных органах оппозиции бал правят не активисты, а люди с серьезным жизненным опытом и бэкграундом. Практики во всех смыслах. И, как бы не выглядели процедурные моменты, для демсил это выглядит успехом.
Есть, правда, у многих некоторые сомнения: история и опыт говорят, что «кабинеты» и «правительства» в изгнании, как правило, очень малого добиваются. С этими аргументами можно согласиться, но есть поправочка, и она в том, что «офисы» в эмиграции добивались не большего. Это в принципе очень неблагодарная задача – пытаться что-то изменить в такой ситуации, да еще и извне. А вот консолидация ресурсов разных течений в виде кабинета – это в любом случае лучше, чем конкуренция «офисов» и «управлений».
Поэтому, на первый взгляд, перспективы стали лучше. Но есть пара подводных камней, которые могут, с течением небольшого промежутка времени, кадушку меда подгорчить.
При назначении было сказано, что эти людей – «первые», и что они назначены на 6 месяцев.
Так вот, если они – «первые», то большой вопрос остается в том, кто и с какими целями станет последующими. Потому что, извините за откровенность, если там сейчас начнут появляться представители по культуре, правам женщин и меньшинств, социальным вопросам и т. д. – это будет значить, что цель размывается. Это будет значить, что Кабинет превращается в классическое «правительство в изгнании», то есть – виртуальную структуру. Где тот же Сахащик со своей нацбезопасностью и Латушко со своим транзитом будут сидеть в очереди и ждать, пока их вопросы на повестке дождутся своей очереди после того, как выступят все остальные уполномоченные.
Потому что проблемы социальных групп, инфраструктуры и пр. должно решать реальное правительство после того, как придет к власти.
Это – первая опасность.
Вторая: шесть месяцев и непонятный пока механизм оценки эффективности и решения о продлении срока или его прекращении. Полгода – изначально очень короткий срок. Непонятные процедуры – простор для неэффективных кадровых решений. Это создает почву для, например, кадровой чехарды, ускоренной «ротации». Грубо говоря, если «представитель по транзиту» будет меняться каждые полгода, то никакого транзита никогда не будет.
Как-то так, если вкратце, это выглядит с местной колокольни на сегодняшний день и какие-то такие тут есть возможные проблемы.
Поживем – увидим.